Проект «О-ба-на», или сюита по-грайворонски. В Грайвороне возрождают оркестр народных инструментов

11 апреля 2024 года

МБУ ДО «Детская школа искусств имени Василия Федоровича Трутовского» Грайворонского городского округа

 

 

Как сегодня в регионе возрождается русская народная культура  

Одним из первых профессиональных оркестров народных инструментов, которые начали появляться в России в конце XIX века, стал Русский оркестр В. И. Андреева, дебютное выступление которого состоялось в 1888 году. Сегодня, в Грайворонской детской школе искусств им. Василия Федоровича Трутовского, реализуют проект, который в 2023 году стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив по направлению «Культурный код». Коллектив школы получил грант на возрождение народного оркестра, который существовал в стенах учебного заведения ещё с прошлого столетия. 

Сохранить и продолжить

Здесь редко бывает тишина. Из-за приоткрытых дверей кабинетов слышатся звуки и трели, которые издают различные музыкальные инструменты.   

– Цель проекта – возродить то, что было создано нашими предшественниками на протяжении долгих лет. Это место, где дети получают не только навыки игре на народных музыкальных инструментах. На базе инструментального оркестра «О-БА-НА» происходит объединение одарённых детей на основе их интереса к русской культуре, – говорит директор школы Оксана Вакуленко.

В школе, ещё с советских времён, существовал оркестр, в состав которого входили домры и балалайки, но в 2010 году было принято решение приостановить его работу.

– Учить музыке ребят уже было невозможно. На концертах нам стали делать замечания по поводу наших «древностей», но это были 2000-е годы, –  время больших сложностей в приобретении нового музыкального оборудования. Нужны были новые, так как те, которые хранятся в арсенале школы, приобретались ещё в 70-е годы прошлого века, отмечает она.

Вакуленко – директор школы искусств более 23 лет. Три года назад школа имени В. Ф. Трутовского отметила свой шестидесятилетний юбилей, и ансамбль народных инструментов, который работал здесь ещё с советских времён, смог возобновить свою работу.

Совместная работа

Благодаря нацпроекту «Культура», реализация которого началась 1 января 2019 года, и проекту Минпромторга, в школу искусств поступили новые инструменты: баяны и аккордеоны. А затем преподавательский состав совместно с учениками школы и их родителями сели за создание проекта «О-БА-НА». Кроме того, Оксана Вакуленко признаётся, что название – это её идея:

– Это Оркестр Баянов, Аккордеонов и других НАродных инструментов. Надо же было чем-то зацепить, вот и решила придумать такое название.

Чтобы выиграть грант, нужно было создание актуальной целевой группы.

– Нам даже и придумывать ничего не пришлось, ведь в школе обучаются 365 учеников, и большинство из них, – дети из многодетных и малообеспеченных семей. А 56 человек – победители всевозможных конкурсов и фестивалей, – рассказывает директор школы искусств, – поясняет она.

Партнёром проекта «О-БА-НА» выступил главный дирижёр оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии Евгений Алешников. В рамках акции #Всейсемьёй дети школы искусств и их родители побывали на театрализованной сюите для детей и взрослых «Сказ о Белогорочке», которую написал белгородский детский писатель Вячеслав Колесник, а музыкально проиллюстрировал белгородский певец и композитор – Николай Бирюков. Сюита создана в рамках программы «Сказки с оркестром русских народных инструментов» к 70-летию со дня создания Белгородской области.

– Идею нашего проекта поддержали всей душой не только преподаватели, которые учат наших детей и стараются развивать в них нравственную качество и сделать жизнь наших детей яркой и счастливой. Родители принимали самое непосредственное участие в его создание. И теперь в наших стенах дети будут играть на таких новых инструментах, как балалайки, домры, баяны, аккордеоны и клавишные инструменты, – отмечает директор.

Сумма выигранного гранта по направлению «Культурный код» составила 1 320 640 рублей. Срок на исполнение проекта – 12 месяцев. Оркестры русских народных инструментов по составу бывают однородными (например, только из одних домбр, бандур или мандолин), и смешанными (к примеру, домро-балалаечный). Проект «О-БА-НА» детской школы искусств – это смешанный детский оркестр, состоящий из аккордеонов и струнных народных инструментов.

Детский, русский, народный

Оксана Вакуленко утверждает, что участие в ансамбле помогает детям развивать настоящую командную работу. «О-БА-НА!» – это не только сохранение и продвижение традиционных российских ценностей, но и поддержка и развитие учебной, концертной и просветительской деятельности оркестра русских народных инструментов детской школы искусств им. В.Ф. Трутовского.

– Они сейчас играют в разных ансамблях по 3-4 человека, а когда такая масса детей, да ещё нужно освоить новые инструменты, к примеру – пианистов посадили на балалайки, дети, конечно, восприняли поначалу очень неоднозначно. Но дети не бросают, а осваивают параллельно,  дополнительно к основным занятиям, – отмечает директор школы искусств.

Школа искусств – единственная в Грайворонском горокруге, и самое большое отделение – народное, играют русские народные и современный репертуар. Сводная репетиция оркестра проходит два раза в неделю, – в четверг и в субботу. В оркестре насчитывается уже 20 человек, возрастом от 10 лет и старше – начинающие и уже имеющие навык игры. Они играют на таких инструментах, как баяны, аккордеоны, балалайки – альт, прима, секунда и контрабас, домры, фортепиано, клавишный синтезатор с аккомпаниатором и колокольчики глокеншпиль настольные со стойкой (в простонародье – металлофон – прим. авт.).

Руководит оркестром дирижёр Елена Гонтаренко:
– Как у нас говорится: народники умеют играть на всём, хоть на ложках или на трещотках. Подбирая репертуар, я стараюсь соединить народную музыку с современными ритмами, потому что у нас век технологий и интеллекта, народная музыка тоже должна развиваться, а мы должны вливаться в современную жизнь. И руки тоже должны быть добрые, мастеровитые, с душой!

Игнату Сологубу тринадцать, в школе он занимается на протяжении шести лет. Сначала в школу пришла его двоюродная сестра, а затем уже и он. Игнат играет на аккордеоне, а в последний год учится ещё и игре на балалайке. Спрашиваем, сложно ли играть на таких абсолютно разных инструментах:
– Отличаются, конечно, но играть на них для меня несложно. Несмотря на то, что поначалу меня совсем не увлекала учёба в школе искусств, и я даже планировал уйти, но со временем я этот возраст перерос. Мои родители очень хотели заниматься музыкой, но у них не получалось.

По поводу работы в оркестре, говорит, конечно, здесь сложнее, чем на индивидуальных занятиях:

– Здесь коллектив, и, конечно же, нужно адаптироваться друг к другу. Кто-то играет правильно, кто-то ошибается, и это очень влияет на общую игру, – отмечает Игнат.   

Василиса Прудиус играет на аккордеоне. Кроме этого, она – единственная девушка в школе искусств, и в Грайвороне, которая играет ещё и на духовом инструменте – тромбоне:

– Восемь лет я занимаюсь в этой школе. Я сама удивлена, что выбрала ещё и тромбон. Он с виду очень большой, но очень лёгкий. И сыграть на нём можно любую мелодию, к примеру, недавно я исполняла композицию Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце».

В школе искусств есть своя гордость – губернаторские стипендиаты, аккордеонист и баянист – Саша Скляров  и Ефим Масалыкин. Они занимаются в школе уже последний год, но планируют продолжить профессиональное обучение.

– Саша – солист нашего оркестра, уникальный мальчик, как говорят «богом поцелованный». Он, наверное, родился музыкантом, потому что он делает такие вещи, которые многие преподаватели не умеют делать, – рассказывает директор школы.

У него абсолютный слух, который раскрылся в пятом классе: он всё хватает на лету, легко читает ноты, владеет уже несколькими музыкальными инструментами – баян, укулеле (гавайская четырёхструнная миниатюрная гитара, используемая для аккордового сопровождения песен и игры соло – прим. авт.) ручная гармоника, причём – на многих обучался самостоятельно.

– И хотя он баянист, но когда он играет на фортепиано – слушаем с замиранием сердца.

Про Ефима Оксана Вакуленко рассказывает не с меньшим восторгом:

– Смотреть на него, когда он играет, одно удовольствие. Если Саша – музыкант со сдержанными эмоциями, то Ефим – это сплошная экспрессия, очень сценичный и лёгкий в исполнении.

Вакуленко подчёркивает, что задача Грайворонской детской школе искусств им. Василия Федоровича Трутовского – сохранить и продолжить исконно русские традиции – наша задача.

– И продолжая наш проект, мы будем привлекать в его состав новых участников, и развивать и расширять его дальше, – отмечает директор школы.

А пока в ближайшее время новых конкурсов не предвидится, ученики школы искусств с удовольствием и жаром репетируют обновлённую программу.

 

Текст Елена Ржевская, фото Алексея Дацковского

 

Галерея события